Любовь и самооценка

Психология

Любовь является конформной реакцией на нормы и ценности, господствующие в обществе. И нормой в современном развитом обществе является, в частности, представление, что каждый человек в определенном возрасте должен испытать любовь. Для того чтобы человек оказался способен на такую сильную эмоциональную привязанность, какой является любовь, необходимо наличие определенных предпосылок. Можно выделить две группы этих предпосылок.

Первую мы описываем как усвоение системы кодов для обозначения эмоциональных состояний. Она усваивается в процессе социализации, через литературу, кино, телевидение. Через идентификацию читателя или зрителя с героем становится возможным разделение его чувств, человек учится интерпретировать свои собственные эмоциональные состояния. Через систему кодов для обозначения эмоциональных состояний общество определяет и условия, при которых она может возникнуть. Так, любовь к горбатому старику со стороны молодой красивой девушки практически всегда расценивается как абсурд. И тот, кто к определенному моменту в жизни не имеет романтического опыта, начинает испытывать чувство беспокойства, возникают сомнения в собственной полноценности и т.д. Наличие же такого опыта дает ощущение уверенности в себе, приводит к социальному и психологическому комфорту.

Вторую группу предпосылок сильных гетеросексуальных привязанностей составляют дружеские отношения со сверстниками своего пола. По мнению многих авторов, любовь как наиболее сильная и глубокая форма межличностной аттракции не отличается от других ее видов качественно, а только количественно, Пам и коллеги обнаружили, что любовь и дружбу можно описать с помощью одних и тех же шкал привязанности, уважения, альтруизма, физической привлекательности, просто в любви показатели по этим шкалам выше. С точки зрения Дж.Каннинхэма и Дж.Антилла, дружеские отношения между партнерами предшествуют любви, и романтическая любовь отличается от дружбы лишь по характеру интересов, разделяемых партнерами в отношениях. Дружеские отношения тесно связаны с романтическими отношениями с представителями противоположного пола. Например, Дж.Кац и коллеги показали, что утех студентов, которые имеют близких друзей своего пола, чаще есть и романтические партнеры. Это понятно, потому что оба типа отношений требуют определенных навыков общения, соответствующей мотивации и т.д.

Дружба в подростковом возрасте представляет особый интерес, потому что в это время она обладает наибольшим сходством с любовью. И.С.Кон указывает, что юношеская дружба как первая самостоятельная привязанность «не только предвосхищает любовь, но отчасти включает ее в себя».